19:32, 02 февраля 2023
202

Государственные школы в Таджикистане — это образование или бизнес?

Вероника Колобкина, педагог с 20-летним стажем и основатель компании «Империя знаний», рассказывает о том, как начать бизнес с нуля, что для этого нужно и как двигаться вперед.

— Вероника, вы проработали в сфере образования более 20 лет и однажды решили открыть собственную школу. Как это произошло?

— Я часто вспоминаю то далекое прошлое. Моя работа в легендарной школе № 1 дала мне очень многое. Но я из тех людей, которые всегда должны к чему-то стремиться. Наступил момент, когда мне захотелось сделать что-то более креативное в качестве образовательной миссии не только в стенах моей первой школы, но и в пределах республики.

Идея бизнеса возникла не на пустом месте.

В Таджикистане 80% женщин работают в образовательных учреждениях. Но лично мне помог начать бизнес мой супруг. Это была его идея. Мы начали с нуля, у нас было всего четыре небольшие комнаты.

Сначала это был «центр дополнительного образования». Мы арендовали помещение, мой муж спонсировал меня и давал юридические консультации.

Но бизнес есть бизнес. Когда вы переходите от педагогики к предпринимательству, именно тогда вы понимаете, что вы как первоклассник. Потом я начал много читать, разработал план бюджета и бизнес-план.

Кстати, изначально у меня была идея открыть салон красоты, потому что салоны красоты действительно переживали бум в 2016 году! Но я знала, что важно заниматься тем, что я люблю, а я люблю детей и люблю образование.
Однажды мне пришла в голову идея «ментальной арифметики», я «привез» ее в Таджикистан и открыл класс. Три года спустя родители детей, которые учились в «школе ментальной арифметики», спросили меня, почему я не открыл свою собственную школу.

До этого я провел год с детьми, наблюдая, анализируя и тестируя их, чтобы понять, как мы можем сделать всех счастливыми. В этом мне помог мой 20-летний опыт работы в государственных школах. Мы проанализировали все минусы и постарались превратить их в плюсы, и мы до сих пор это делаем.

Учиться, учиться и еще раз учиться

— Чему вы научились и где вы этому научились?

— Знаний никогда не бывает достаточно. Но вы начинаете ощущать недостаток знаний в то время, когда бизнес растет. В то время было достаточно центра дополнительного образования с тремя сотрудниками, но затем появилась школа с примерно 300 детьми и примерно 40 сотрудниками …….. Оборот и конкуренция совершенно разные.

Поэтому год назад я присоединился к программе наставничества, поддерживаемой ЕБРР, и учился у очень хорошего наставника. Я продолжаю чему-то учиться, потому что развитие всегда сопровождается вопросами.

Сейчас я могу сказать, что я — педагог с большой буквы, но как предпринимателю мне еще многому предстоит научиться.

Частное и государственное образование

— Если вы спросите его: «В чем разница между частным и государственным образованием?», он ответит: «В цене. Но разве эта цена не разумна? Расскажите о примере его школы, чем она отличается от общедоступных?

— Прежде всего, государственные школы различаются не только по количеству детей, но и по своей направленности.

 

Цены на обучение фиксированы и не берутся из ничего. У нас работает антимонопольная служба, мы ежегодно утверждаем ценники и отчитываемся о расходах. Наши цены основаны на зарплатных ресурсах, текущих расходах, арендной плате и налогах. Чем больше мы вносим вклад, тем больше растет наш бизнес.

Если сравнивать наш оборот пять лет назад и сегодня, то разница большая.

В частности, основной расход — это наше время. Это потому, что мы должны поднимать наших детей, кормить их и водить в кружки. Если к этому добавляются услуги репетитора, то расходы возрастают.
Поэтому, когда мы объясняем родителям, заинтересованным в зачислении своих детей в «Империю знаний», мы стараемся полностью объяснить структуру платы. Годовая плата за обучение составляет 17 500 сомони (1 750 р/месяц). Это означает, что если родитель тратит 17 500 р в год, он получает такую же сумму, как если бы он потратил 22 000 р.

Основные трудности

— Пожалуй, самый болезненный вопрос: каковы основные трудности при открытии государственной школы?

— Во-первых, финансовые ресурсы, сейчас существует много программ по поддержке женского предпринимательства; в 2016 году не было ни одной, которая бы снижала процентную ставку, а это именно то, к чему мы были лояльны. Тогда было сложнее, но в этой жизни можно делать все, но не все сразу. Вы должны шаг за шагом идти к своим целям.

Стартовая цена составляла 3 000 долларов, но мы подсчитали, что нам нужно шесть столов и стульев, так что на тот момент мы укладывались в этот бюджет. Это было около 40 000 сомони, из которых была выплачена моя первая зарплата. В то время у меня был только один сотрудник, и я сам учился экономить на бюджете.

Сейчас сложность в открытии школы заключается в человеческих ресурсах. Это связано с тем, что все родители хотят, чтобы у их детей были опытные учителя.

Однако я бы утверждал, что стаж работы не обязательно является показателем профессионализма. В моей школе в основном работают молодые специалисты. Мы проводим регулярное обучение и работаем с наставниками персонала. Наставники участвуют в разработке концепции развития системы образования в школе и уже имеют богатый опыт и достижения.

Деньги достаются легче, чем хорошие учителя, благодаря национальным программам, банковским кредитам, грантам и помощи международных организаций. Каждый год, с марта по август, они пытаются вытащить моих учителей, но у меня есть хорошая команда вокруг меня с моей первой школы учеников. В конце концов, когда вы начинаете бизнес, вы должны быть уверены, что ваша команда надежна.

О новом методе

— В вашей школе много инноваций и интересных идей. Например, схемы «геймификации», которые включают игру в процесс обучения. Как учителя относятся к таким нововведениям?

— Когда речь идет о профессиональных методологиях, единственное слово — «должен». После внедрения методологии в течение месяца проводится ее пилотная апробация, после чего становятся видны результаты. Если возникают какие-то проблемы, мы начинаем с обсуждения и корректировки среди коллег.

Что касается геймификации. Если ребенок не хочет учиться, обучение через игры может дать положительные результаты.

Главное — оставаться учителем.

— Вероника, кем вы себя видите, образование или бизнес?

— Я все еще больше педагог, но я стараюсь не позволять своему внутреннему предпринимателю подрывать своего внутреннего учителя.

В этом году я взяла тайм-аут в английском языке, чтобы мой старт в качестве учителя стал основным, и сейчас я преподаю с 3 по 7 класс.

Это здорово, потому что когда я пришла в школу в качестве учителя в сентябре, было много нюансов, к которым я сразу же привыкла.

Ученики чувствуют себя в безопасности и могут поделиться своими проблемами и вопросами, а иногда они даже приходят ко мне, чтобы выпить чашку чая или съесть шоколадку. Я счастлива, что дети не относятся ко мне как к чудовищу, что они доверяют мне и, самое главное, что они ценят мою любовь и привязанность.

Детей не следует судить по их оценкам. Я говорю родителям, что если их ребенок получает двойки, это не их вина, это не их качества, это проблема, которую нужно решать. У всех разные таланты, и к каждому ребенку нужно подходить индивидуально.

Один хорош в математике, но не в русском, другой — в актерском мастерстве, но не в истории. Кстати, мы также занимаемся актерским мастерством в нашей школе, и благодаря этому мы открываем многих детей. Мы ставим профессиональные спектакли и показываем их родителям, и после выхода на сцену они становятся более уверенными в жизни и в учебе.

Мы оцениваем детей два раза в год. У нас есть стандарты того, чему они должны научиться за определенное время. Мы организуем конкурсы по разным предметам и даем стипендии победителям.

Скидки для школьников

— Могу ли я получить скидку на стоимость обучения в школе?

— Скидки предоставляются для более чем одного ребенка из семьи.

Мы также хотим показать детям, что они могут хотя бы частично оплачивать собственное образование. Мы гордимся тем, что являемся единственной школой, которая ежегодно разыгрывает грант на бесплатное обучение. Мы проводим олимпиады по основным предметам. У нас также есть творческие задания.

Мы рекламируем его по всему городу: первое место — год бесплатного обучения, второе место — скидка 50%, третье место — скидка 30%.

Мы даем стипендии абсолютным чемпионам, которые выигрывают внутренние и промежуточные соревнования. Около 100 детей получают стипендии каждый год, и компания выделяет на это бюджет в начале года.

Некоторые студенты получают 300-400 сомони в месяц, или около 3 000 сомони в год. Другими словами, ребенок платит больше, чем стоимость обучения.

Полезная информация

— Являются ли государственные школы прибыльным бизнесом в Таджикистане?

— Для развития любого бизнеса требуется не менее пяти лет. Как правило, бизнес окупается за три года, то есть возвращает свои инвестиции. Однако из-за форс-мажорных обстоятельств — необходимости дважды переезжать в течение 2-3 лет — не все инвестиции еще окупились.

Но главное в любом бизнесе — свести концы с концами, и я верю, что еще через три года дела пойдут в гору. В настоящее время говорить о школах как о прибыльных предприятиях преждевременно.

— Какой совет вы бы дали предпринимателям, которые хотят открыть школу?

— Любите то, что вы делаете. И каждый, кто открывает школу, должен быть выходцем из сферы образования и изучать менеджмент. Вам необходимо работать над своей командой и над собой, чтобы поддерживать стандарты качества. Лидеры должны понимать, что они делают. Я могу предложить партнерство с Империей Знаний и покупку франшизы с хорошей системой образования.

Источник