15:27, 13 февраля 2023
61

Проект замены Coursera был представлен властям компанией Skillbox

Компания VK Skillbox, которая летом заключила сделки с несколькими университетами о создании единой образовательной платформы, планирует инвестировать более 600 миллионов рублей в ее усовершенствование. Цель проекта — увеличить максимальное количество пользователей с пятнадцати тысяч до ста тысяч, а также добавить симулятор программирования и возможность интеграции в университетские системы. Предприятие ожидает одобрения правительства на замену иностранных образовательных платформ, но эксперты утверждают, что пока нет необходимости в российской системе. Мы проверили планы компании Skillbox (часть VK) по созданию новой итерации системы управления обучением (lms). В паспорте проекта «Национальная образовательная платформа», который был направлен в подконтрольный Министерству образования и науки центр промышленной компетенции (объединяющий представителей различных отраслей, нуждающихся в замене иностранного программного обеспечения) «Образование», они изложили свои планы. Новость появилась еще в июне: тогда VK, Skillbox и несколько российских вузов (НРУ ХСЭ, МГИМО, УРФУ и др.) заключили меморандум. Московский Государственный Технический Университет имени Н.Э. Баумана подписал паспорт проекта; в первоначальном списке из меморандума этого университета не было. МГТУ подтвердил, что участвует в этом проекте. Согласно этому документу, Skillbox хочет включить в свою платформу несколько функций, таких как тренер по программированию с автоматической проверкой кода, поиск текста в видео и возможность создания индивидуального расписания обучения. 30 апреля 2024 года, как надеется Skillbox, будет завершена разработка этих функций.

В документе указано, что разработка в России заменителя решений Coursera, edX и Udacity обойдется в 605,8 млн рублей. Создатели проекта считают, что доходы в первый год его запуска превысят эту сумму, и запросили грант в размере 485,5 млн рублей, который был одобрен специализированной рабочей группой. Согласно предоставленным данным, Skillbox планирует увеличить количество одновременных пользователей (с 15 тысяч до 100 тысяч) и ежемесячных посетителей (до 50 миллионов) на своем маркетплейсе курсов. Кроме того, они намерены разработать программные интерфейсы, которые позволят передавать данные о продвижении студентов в it-системы университетов; эти университеты должны иметь возможность брендировать платформу и связать ее со своими собственными системами lms. В то же время компания Maximum Education заявила, что фокусируется на автоматизации рецензирования работ, а компания Netology отметила, что улучшает систему поддержки студентов, а также недавно внедрила симуляторы программирования. Московская цифровая школа также сообщила, что концентрируется на инструментах геймификации и методах анализа успеваемости учеников, а школа XYZ заявила, что не хочет «полностью заменять „живую“ обратную связь автоматизацией».
Падение посещаемости и продаж курсов для взрослых после объявления частичной мобилизации сделало необходимым развитие российских образовательных платформ, включая аналоги moodle и open edx, считает Максим Спиридонов, соучредитель таких образовательных предприятий, как Netology, Foxford и Edmarket. Он заявил, что эти технологии все еще доступны, поэтому пока нет острой необходимости в их замене. Тем не менее он также предположил, что не стоит ожидать появления новых концепций в области управления обучением, поскольку «большинство пользователей в этой области принадлежат к относительно традиционной академической среде». По словам г-на Спиридонова, в России уже была попытка создать платформу открытого образования с уроками из разных университетов, но она не получила широкого распространения. Марианна Снигирева (генеральный директор компании «Нетология») заявила 29 июня, что объем государственных проектов и финансирования постоянно увеличивается в связи с тем, что России не хватает миллиона it-специалистов. Александр Лариановский (управляющий партнер Skyeng) отметил, что количество edtech-компаний, работающих на стыке государственной системы образования, постоянно сокращается. По его мнению, проект VK станет частью общей тенденции развития — школы и вузы должны использовать исключительно решения, одобренные вышестоящими органами. Эксперт считает, что если текущие тенденции останутся неизменными, то единая платформа достигнет своих целей в течение 3–4 лет. При этом он также отметил, что при разработке решений для государственных учреждений «не всегда важно, сколько людей будет ими пользоваться».