Рост в сфере онлайн-обучения сходит на нет
Специалисты из Сколково изначально давали прогноз на сокращение рынка EdTech на 35–40% к концу года. По их расчетам, уже в марте этого года он сократился на 20–40%. Несмотря на довольно бурную ситуацию, представители EdTech заверяют в сохранении, и даже росте спроса на онлайн-обучение, отметив только замедление темпа этого роста. Сергей Попков, соучредитель и директор по развитию бизнеса компании Skillbox, отмечает, что стоимость дополнительных программ в их школе ежегодно увеличивается на 15%. Александр Волчек, генеральный директор компании GeekBrains, заявил, о пике спроса на онлайн-обучение, пришедшемся на 2020 год, однако рост продолжается, хотя и не так быстро, как раньше. Трудно предсказать развитие событий в 2023 году; возможно, новых участников рынка станет меньше, но интерес пользователей к цифровому обучению останется на прежнем уровне, так как в периоды сомнений многие решают инвестировать в приобретение и совершенствование способностей, чтобы стать более привлекательными кандидатами на работу. Особой популярностью сейчас пользуются курсы, дающие возможность удаленной работы. Никита Щипанов, руководитель отдела маркетинга онлайн-университета Skypro, заявил, что с января по февраль 2022 года они отмечали огромный спрос на свои услуги, однако в дальнейшем наблюдался спад, после чего снова наблюдался устойчивый рост.
В ответ на изменения времени компании, работающие в сфере eEdTech, скорректировали и модернизировали свои системы обучения в соответствии с потребностями клиентов. Например, компания Skillbox в ноябре открыла физическую школу в технопарке «Ленполиграфмаш»; эта школа имеет гибридную структуру, где участники изучают теорию онлайн, а практику проходят лично (или удаленно, по желанию). Александр Волчек из GeekBrains заявил, что их программы теперь строятся с учетом интересов пользователей, предпочитаемых ими технологий и форматов обучения. Кроме того, у Skypro появилось направление по графическому дизайну, обогнавшее направление маркетинга по продажам. Сергей Попков заявил, что участники рынка EdTech переходят на следующий этап: фокусируются на качестве продукта, стремятся к повышению результативности и вовлеченности пользователей в образовательный процесс. Иван Самойленко, из агентства B&C, согласился с тем, что 2023 год был хоть и сложным для EdTech, но и не катастрофичным. Он отметил, что адаптивные траектории являются важнейшим элементом, а их инструментарий необходим для понимания, каким способом пользователям удобнее учиться и достигать поставленных целей. В качестве потенциальных областей для изучения он предложил поддержку клиентов в течение длительного периода, вплоть до последующей поддержки карьерного роста.
Иван Самойленко прогнозирует, что, несмотря на спад инвестиций не менее чем на 10%, сфера IT, вероятно, будет подкреплен государственной помощью для пополнения кадрового состава. По его словам, в 2019–2021 годах наблюдается устойчивый рост онлайн-образования, причем в 2021 году темпы роста оцениваются в 45%. Он считает, что 2022 год все еще может принести положительные результаты, хотя скорость роста может уменьшиться до 5–15%. По его мнению, 2023 год должен ознаменовать возвращение рынка. Россияне разумно используют онлайн-обучение как способ адаптации к изменяющимся обстоятельствам.